ИЗ ДНЕВНИКА СЛОВЕСНИКА-ПАПЫ
Справедливость этих слов всего яснее показал К.И.ЧУКОВСКИЙ
Ниже - ещё одно свидетельство.
Ровно 3 года. “Мама, разбирай мне
на софе кроватку с папой…” Повторила –
и вдруг поняла лингвистическую двусмысленность
фразы: “(Со смехом) …и папу разбирай!..”
28.05.1991. Почти год. Вступили в стадию простейшего словесного диалога. Причём не обязательно по инициативе взрослых (вообще, что касается инициативности, – тут Майе соперников мало). Примерно неделю назад, собираясь идти на улицу, позвала – с кровати – папу, сидящего за столом.
– Папа-а!
– Что, Маечка?
– Гу… (с закрытым, естественно, ртом). Т.е. “Иду гулять, понятно?”
Может ответить на вопрос типа “Кто кушал картошку?”, “Как тебя зовут?”, “Чьи это тапочки?”, “Куда надо делать а-а?” и т.п.
После вчерашней прогулки в Шубино, ознаменовавшейся встречей с коровами и успешными попытками помычать самостоятельно (пока с закрытым ротиком), весь вечер – интересная зависимость! – чистейшим образом произносила “мама” вместо привычного суррогата “баба”.
На днях привела в состояние лёгкого шока тётю-покупательницу в магазине, сообщив ей, что в тётином кошелёчке находятся “де-е…”.
24.11.1991. Через неделю Майе полтора года.
С чем мы подходим к этой дате?
В основном, с разговорами.
Это не шутка.
Маечка, действительно, чрезвычайно разговорчива, и её реальный словарный запас (даже активный!) уже не поддаётся учёту. Причём работает не только память, но и довольно развитое мышление.
Простенький пример (23.11).
Майе нужно дать ложку микстуры. Папа с мамой наперебой:
– Майя, выпей ложечку сладкой водички!
– Маечка, ой какую мама тебе вкусную водичку даёт!
Майя спокойно выпивает и уверенно говорит, повергая родителей в шок:
– Исё няить икасьтьва, – т.е., естественно, “ещё налить лекарства”.
Слова Майя строит по известным ей словообразовательным моделям, в результате получаются знакомые всем смешные формы: скажешь “унеси горшочек на место” – сделает и сообщит: “унесИла”: спросишь “что делают мальчики и девочки в телевизоре?” – отвечает: “танцевАют” и т.п.
19.12.1991. Майя выражается..
Гуляем. Автобус. Майя:
– Атёбысь. Ни нясь.
– Не наш, Маечка. Там едут другие люди.
Минуты через три вспомнила:
– Атёбысь лЮдинь.
Отличительная Майкина особенность: в “минуты вдохновенья” энергично ходит по комнате (кухне) и часто и много говорит, безудержно при этом фантазируя. В этих её “сказках” сплетаются часть только что услышанной фразы со строкой известного ей стихотворения, ритмичная абракадабра с констатацией реальных фактов из жизни семьи. Один из популярных “рефренов” 2-3-дневной давности (без транскрипции):
– Коровка поёт песенку: “Яблочки, яблочки, яблочки…
А вот вчерашний:
– Черепаха открыла дверь: никого нету…
В последнем случае источники таковы. Сюжет – из “Трёх медведей”. Субъект – черепаха – “владелец” одной из букв азбуки.
Кстати об азбуках. У нас их две: большая (магнитная) и маленькая (“доминошная”). Доминошные звери не имеют монопольной власти над буквами; последние могут одновременно принадлежать и родственникам, и знакомым, и телеперсонажам…
Буквы Майя знает на данном этапе почти все (за исключением “знаков”, “э”, “й”, “ш”. Произносить формулы типа “буква “б” – бегемот” или “буква “а” – Анечкина”, как правило, доставляет ей удовольствие.
Стихотворений наизусть знает уже довольно много. Большинство из них читает (т.е. декламирует) “с поддержкой”, некоторые – например, “Мишку косолапого” – самостоятельно.
Сегодня рассказала, начав со слов ”дед бил-бил…”, всю сказку “Курочка ряба” – слово в слово, только в самом конце перевернула: “золотое, не простое”.
Сегодня же мама Лена вынуждена была посмотреться в Майю как в зеркало: укладывая спать своего лисёнка, Маечка была предельно ласкова и обходительна:
– Ну-ка живо спать!
20.12.1991. Майя выражается.
Зовёт маму вставать со стула и идти за ней. Бабушка:
– Маечка, мама вяжет кофту.
– Мама, не вяжь!
21.12.1991. Очередной “полёт фантазии” оказался связанным с одной из любимых Майкиных букв. Взяв её из магнитной азбуки, Майя начала раз за разом выдавать различные варианты очередного мини-сюжета. Вот самый симпатичный из этих вариантов:
– Буква “т” – тигрёнок – на улицу вышел и сразу сел в кабину и полетел на небо на самолёте... Галином”.
Мама Лена проверяет знание названий пальчиков. Дошли до большого.
– А этот как называется, Майя?
(Пауза. Слово не вспоминается, зато вспоминается, как “сорока кашу варила…”)
– Лоботряс!
(…который “коров не пас” и т.д.)
Интересный эпизод с поиском буквы “ы”, от которой в наличии оказалась одна палочка. Майя ищет вместе с папой. Нигде нет. Думает. Посмотрела на коробку с игрушками:
– Может, в коробке?
Не оказалось. Папа подходит к батарее. Догоняя его мысль:
– Может, в батарее?
Нету. Папа в недоумении. Майя подходит к рассыпанным буквам, повторяя вполголоса: “Буква “ы” – красная…” Затем вдруг извлекает из груды красную букву “и” (!) и показывает её папе:
– Может, эта?
23.12.1991. Майя выражается.
– Пей, сверчок, новую песенку!
27.12.1991. Произошёл диалог между папой и Майей: выяснили, что “чёрные, горелые хлебные корки не едят”. Майя продолжает:
– И улитка не едИт корки, и тигрёнок не едИт…
29.02.1992. Год и восемь месяцев. Стихи пошли…
Майя лезет на лугу
Целоваться… ку-ку-ку!
1.03.1992. Яркий пример “ощущения тесноты авторского текста”. Читаем “Круглый год” Маршака. “Апрель”.
Первые шесть строк у Маршака:
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи… и т.д.
Майя:
Апрель, апрель, апрель. апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут няни…
По полям бегут Коли…
По полям бегут ребятишки…
Укладываю спать. В последнее время любит спать без трусиков. Но, желая продлить время, просит надеть.
Говорю:
– Нет трусиков. Все в стирке. Майя их описала.
Пауза. Затем:
– Показать.
– Что показать?
– Трусики мокрые.
Без комментариев.
Пользуется сложноподчинёнными конструкциями уже и без подсказки и”направляющих” мыслей.
– Мама, открой, пожалуйста, чтобы Майя взяла хлеба жареного.
Широко известна в нашей семье и за её пределами страсть Майи к переименованиям вообще и к переименованию себя особенно. Степень идентификации, перевоплощения в исконного носителя “нового” имени остаётся не до конца понятной, но удивляет разнообразие этих имён и даже несколько утомляет настойчивость и педантичность, которые Майя проявляет при “контроле” словоупотребления окружающих в соответствующих контекстах.
Сегодня – после рискованного вчерашнего эксперимента с присвоением имени “деревня Шубино” – Майя вернулась, к огорчению папы, к постоянному варианту последней недели “тётя крановщица”.
Папа долго и настойчиво (впрочем, мягко и вежливо) просил у дочки хотя бы сегодня побыть Маечкой. Последняя некоторое время размышляла, а затем нашла блистательный компромиссный вариант. Подойдя к полированному шкафу, она посмотрелась в себя и:
– Там Майя (пальчиком в шкаф), а там (себе в грудь) не Майя!
7.04.1992. 5 апреля папа придумал замену “тёте-крановщице”:
– Маёчек-цветочек.
Майя отреагировала моментально:
– Не Маёчек, а цветочек.
Папа настаивает на своём варианте. Тогда Майя делает несколько шагов в сторону:
– Маёчек убежал…
Возвращается к папе:
– …остался только цветочек.
13.04.1992. “Акустические эффекты”.
Майя рисует. Подсказываю:
– Это дерево? Берёзка?
– Берёзка.
– А это другое дерево? Осинка?
– А Симка ушла. Осталось одно дерево. [Симка - игрушка, собака]
Экспериментирует с одеждой, надевает колготки на голову:
– Сейчас надену – и никого будет нету.
Из рифмовок:
Тётьки и дядьки
Ушли гулятьки.
18.04.1992.
Дядя шофёр лежит на печи
И кушает калачи.
20.04.1992.
Вчера перед сном: “такИежеми” (“такими же”; форма именительного плюс часть окончания творительного).
Папка сидит на трубечке
И играет на бубечке.
27.04.1992. Год и почти 11 месяцев.
Типичный пример умения легко строить сложноподчинённые конструкции: “…И около дома, где тётя Надя живёт, тоже лужи”.
5.05.1992.
Продолжается освоение абстрактных понятий, слов, выражающих добавочные значения и т.п. Залезает на лестницу гимнастического комплекса.
– Кстати (!!!), так обезьянки залезают…
Дружно с мамой выражаем восхищённое недоумение. Реакция замечена, “зафиксирована” – и “кстати” бурно вливается в последующие фразы, причём почти всегда к с т а т и.
– Кстати, там (показывает в угол, за тумбочку) жучок живёт…
9.05.1992.
– Например, одежда эта – моя.
18.05.1992
“Логический” подход к сочинительству Майю явно не устраивает:
– Майя конфетки ела, и желудок заболел. Болел-болел – и туман растаял… Появилась нянька из тумана.
25.05.1992.
Педагогическая беседа о методах наказания. Папа рассказывает Майе о своём неприятии телесных наказаний и сообщает, что будет “сажать её в кроватку”.
- И Майя будет вылезать!..
- Не-ет…
- Вылезать, вылезать! И написает опять!
14.07.1992.
Вчера.
- Майя, ты что делаешь?
– Я черезбираюсь. Я умею черезбираться.
Сегодня.
– Папа сбрился.
16.08.1992. Двухнедельной давности выражения:
- КурИнки (сигареты).
- Жучки. паучки, букашки, червякашки...
Трёхдневной давности:
- Мама, этими граблями чего граблят?
Вообще сильна "инерция начальной формы" - или "инерция первой формы": услышанное новое слово стремится при скловнении или спряжении к возможно меньшим (особенно орфоэпическим) изменениям. Отсюда сохранеие ударности слога - при норматвном переносе ударения.
15.10.1992. Вчера за столом.
В стакане - холодный чай. Майя. как шахматист, продумывающий "на два хода вперёд", одной фразой исчерпывает несостоявшийся диалог:
- Я люблю диатез.
“Круто” развивается образное мышление. Начинаем чистить картошку, и первый же “лепесток” очисток, которые Майе надлежало перекладывать со стола в тарелку, вызвал у неё интересную ассоциацию:
– Папа, это утёнок!
Потом была найдена “рыбка”, а в ответ уже на папин вопрос об очередном “листике” было произнесено:
– Журавль!
Надо заметить, что способность перевода явления из одного ряда в другой проявляется у Майи всё чаще и всё неожиданнее. Так, тремя неделями раньше этой записи Майя, услышав характерный звук молота, забивающего сваи на стройке, сообщила маме:
– Молот сказал: “Окно…”
28.10.1992.
Иногда Майя (в шутку) отождествляет себя со строительным молотом. Вчера, например, ходила по кухне, делала кланятельно-клевательные движения и приговаривала:
– Я молот. Носом сваи заколачиваю.
29.10.1992.
Майя застёгивает молнию:
– Это змея ползёт. Приползла.
После паузы – обобщение:
– Это змеиная дорога.
4.11.1992.
“СгнИла” (согнула). “ПрожуИла” (прожевала).
9.11.1992.
Посмотрела на запотевшее окошко.
– Надо отпылИть окно.
19.11.1992. Скоро два с половиной года.
1. Набросив маме на голову два носовых платка:
– Мама, ты – королева.
Обернувшись к папе:
– Папа, ты – королев.
2. Не желая укладываться спать в своей кроватке и в надежде убедить папу взять её на софу:
– Я хочу не Ф кровати, а НА кровати. (Произношение, естественно, сохраняю).
14.01.1993.
Приехала тётя Вера (крёстная), увидела маминых матрёшек и обратилась к Майе:
– Майя, а ты маме помогаешь?
– Помогаю. Я сую свой длинный нос…
Ешё одно достижение, скорее философское, нежели лингвистическое или какое-то ещё.
Предлагаю Майе, занятой рассматриванием красочных фотооткрыток с изображением различных блюд русской кухни, “попотчевать” этими блюдами находящуюся рядом куклу.
Ответ убил:
– Это же ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ!
29.01.1993.
Папа разговаривает с гостем. Майя вначале несколько раз заявила (конфиденциально)_ маме: "Я хочу, чтобы дядя Дима ушёл". Мама. естественно, объяснила, что это нехорошее желание. Выгонять нельзя.
В конце концов Майя не выдерживает и идёт на кухню к беседующим. Поговорив о том о сём и оказавшись у папы на руках, начинает:
- Папа Володя, я хочу, чтобы дядя Дима у...
- Что-что? Не понимаю...
- Я хочу, чтобы дядя Дима... делал свои дела.
Психолог.
18.02.1993.
Два сегодняшних стихотвореньица. Утреннее:
Кошка вторайя
Увидала Майю.
Вечернее:
Мышка-норушка
Поскакала в брюшко.
Самое интересное - полное ритмическое совпадение.
Играя, изображает, как кто-то падает: залезла на стул и более или менее осторожно сваливается на пол. По всей видимости, слегка ушиблась.
- Вот. Даже это ушибли. Это ушибли. [Потирает верхнюю часть бедра и ягодицу. Думает, как сказать.] Даже это ушибли. Брёвнышко ушибли.
20.02.1993
Спрашиваю просто так (услышал по ТВ), без надежды на ответ:
- Майя, а "женятся" - это значит что?
И вдруг - обдуманный ответ:
- Это значит замуж выходят.
21.02.1993
Зашли в "Детский мир", Майя быстренько сориентировалась и выдала (сидя у папы на руках):
- Не хочу на кукол смотреть, не хочу на игрушек смотреть, а только на одну блестященькую помадку.
7.04.1993
Идём по улице. Майя (у папы на руках) без всякой подготовки заявляет:
- Бы мне замуж сходить...
Повторила - и аргументировала:
- Уже все замуж идут...
После дневного сна, "долёживая", накрылась одеялом и:
- Я опять
под кровать
зимовать!
14.04.1993
Ласковое прозвище найдено для папы:
- Папандра...
15.04.1993
Картинки лото с иностранными словами. Повторяем английский. Приносит карттинку, на которой - книга.
- Это как?
Вместе вспоминаем, что book (бук)...
- Потому что БУКВЫ, - совершает Майя свой первый опыт научного лингвистического наблюдения.
16.04.1993.
Смотрит в окно:
- Дядя без сердечка идёт...
- Да что ты, Майя! Без сердечка люди не могут. Без сердечка человек умирает.
- И тогда снежным человеком будет...
Давно, недели две-три назад, из почти нечленораздельной песенной абракадабры вдруг прорвалось:
И радуга приснится мне
В восточной тишине...
(Теперь думаю, что слово "восточный" для неё не понятно, а просто притягательно своим звучанием.)
Вчера, после огородного баловства и знакомства с крапивой, продолжала вести себя "подобающим" образом. Предлагаю выбор:
-Майя, как тебя лучше наказать? В кровать? Или крапивой?
Ответ - молниеносно:
Не крапивой, не в кровать:
Я не буду баловать!
16.05.1993
ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА... Основа - понравившаяся рифма "кровать" - "баловать".
Первая стадия.
Когда / ты бу/дешь ба/ловать,
Я ки/ну тебя / на кровать.
Предлагаю иное:
Когда ты будешь баловать,
Тебя я кину на кровать.
Инверсия Майе не по вкусу, и она переходит ко второму варианту:
Когда ты будешь баловать,
Я ки/ну ТИ/бя на / кровать!
И наконец, совершенно неожиданный (кажется, для неё самой) окончательный вариант:
Когда ты будешь баловать,
Я ки/ну на / тебя / кровать!
Последнее обновление 19.03.2001
БОЛЬШО-О-О-Е ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ