Главная | Русская литература | Устами младенца | Почиталки | ПЕРЛ-ловка | ГОЛЫ-ХВАЛЫ | Красно-белые рифмы | Гостевая книга | Пишите!

ИЗ ДНЕВНИКА СЛОВЕСНИКА-ПАПЫ

УСТА МЛАДЕНЦА ГЛАГОЛЯТ ИСТИНУ... АБРАКАДАБРУ... СИНТЕЗ ИСТИНЫ И АБРАКАДАБРЫ...

Справедливость этих слов всего яснее показал К.И.ЧУКОВСКИЙ 

Ниже - ещё одно свидетельство.


Ровно 3 года. Мама, разбирай мне

на софе кроватку с папой…” Повторила –

и вдруг поняла лингвистическую двусмысленность

фразы: (Со смехом) и папу разбирай!..

 

28.05.1991. Почти год. Вступили в стадию простейшего словесного диалога. Причём не обязательно по инициативе взрослых (вообще, что касается инициативности, – тут Майе соперников мало). Примерно неделю назад, собираясь идти на улицу, позвала – с кровати – папу, сидящего за столом.

– Папа-а!

– Что, Маечка?

– Гу (с закрытым, естественно, ртом). Т.е. “Иду гулять, понятно?”

Начало

Может ответить на вопрос типа “Кто кушал картошку?”, “Как тебя зовут?”, “Чьи это тапочки?”, “Куда надо делать а-а?” и т.п.

После вчерашней прогулки в Шубино, ознаменовавшейся встречей с коровами и успешными попытками помычать самостоятельно (пока с закрытым ротиком), весь вечер – интересная зависимость! – чистейшим образом произносила мама вместо привычного суррогата баба.

На днях привела в состояние лёгкого шока тётю-покупательницу в магазине, сообщив ей, что в тётином кошелёчке находятся де-е….

24.11.1991. Через неделю Майе полтора года.

С чем мы подходим к этой дате?

В основном, с разговорами.

Это не шутка.

Маечка, действительно, чрезвычайно разговорчива, и её реальный словарный запас (даже активный!) уже не поддаётся учёту. Причём работает не только память, но и довольно развитое мышление.

Простенький пример (23.11).

Майе нужно дать ложку микстуры. Папа с мамой наперебой:

– Майя, выпей ложечку сладкой водички!

– Маечка, ой какую мама тебе вкусную водичку даёт!

Майя спокойно выпивает и уверенно говорит, повергая родителей в шок:

Исё няить икасьтьва, – т.е., естественно, “ещё налить лекарства”.

Слова Майя строит по известным ей словообразовательным моделям, в результате получаются знакомые всем смешные формы: скажешь “унеси горшочек на место” – сделает и сообщит: унесИла: спросишь “что делают мальчики и девочки в телевизоре?” – отвечает: танцевАют и т.п.

19.12.1991. Майя выражается..

Гуляем. Автобус. Майя:

– Атёбысь. Ни нясь.

– Не наш, Маечка. Там едут другие люди.

Минуты через три вспомнила:

– Атёбысь лЮдинь.

Отличительная Майкина особенность: в “минуты вдохновенья” энергично ходит по комнате (кухне) и часто и много говорит, безудержно при этом фантазируя. В этих её “сказках” сплетаются часть только что услышанной фразы со строкой известного ей стихотворения, ритмичная абракадабра с констатацией реальных фактов из жизни семьи. Один из популярных “рефренов” 2-3-дневной давности (без транскрипции):

– Коровка поёт песенку: “Яблочки, яблочки, яблочки…

А вот вчерашний:

– Черепаха открыла дверь: никого нету…

В последнем случае источники таковы. Сюжет – из “Трёх медведей”. Субъект – черепаха – “владелец” одной из букв азбуки.

Кстати об азбуках. У нас их две: большая (магнитная) и маленькая (“доминошная”). Доминошные звери не имеют монопольной власти над буквами; последние могут одновременно принадлежать и родственникам, и знакомым, и телеперсонажам…

Буквы Майя знает на данном этапе почти все (за исключением “знаков”, “э”, “й”, “ш”. Произносить формулы типа “буква “б” – бегемот” или “буква “а” – Анечкина”, как правило, доставляет ей удовольствие.

Стихотворений наизусть знает уже довольно много. Большинство из них читает (т.е. декламирует) “с поддержкой”, некоторые – например, “Мишку косолапого” – самостоятельно.

Сегодня рассказала, начав со слов ”дед бил-бил…”, всю сказку “Курочка ряба” – слово в слово, только в самом конце перевернула: “золотое, не простое”.

Сегодня же мама Лена вынуждена была посмотреться в Майю как в зеркало: укладывая спать своего лисёнка, Маечка была предельно ласкова и обходительна:

– Ну-ка живо спать!

20.12.1991. Майя выражается.

Зовёт маму вставать со стула и идти за ней. Бабушка:

– Маечка, мама вяжет кофту.

– Мама, не вяжь!

21.12.1991. Очередной “полёт фантазии” оказался связанным с одной из любимых Майкиных букв. Взяв её из магнитной азбуки, Майя начала раз за разом выдавать различные варианты очередного мини-сюжета. Вот самый симпатичный из этих вариантов:

Буква “т” – тигрёнок – на улицу вышел и сразу сел в кабину и полетел на небо на самолёте... Галином”.

Мама Лена проверяет знание названий пальчиков. Дошли до большого.

– А этот как называется, Майя?

(Пауза. Слово не вспоминается, зато вспоминается, как “сорока кашу варила…”)

– Лоботряс!

(…который “коров не пас” и т.д.)

Интересный эпизод с поиском буквы “ы”, от которой в наличии оказалась одна палочка. Майя ищет вместе с папой. Нигде нет. Думает. Посмотрела на коробку с игрушками:

– Может, в коробке?

Не оказалось. Папа подходит к батарее. Догоняя его мысль:

– Может, в батарее?

Нету. Папа в недоумении. Майя подходит к рассыпанным буквам, повторяя вполголоса: “Буква “ы” – красная…” Затем вдруг извлекает из груды красную букву “и” (!) и показывает её папе:

– Может, эта?

23.12.1991. Майя выражается.

Пей, сверчок, новую песенку!

27.12.1991. Произошёл диалог между папой и Майей: выяснили, что “чёрные, горелые хлебные корки не едят”. Майя продолжает:

– И улитка не едИт корки, и тигрёнок не едИт…

29.02.1992. Год и восемь месяцев. Стихи пошли…

Майя лезет на лугу

Целоваться… ку-ку-ку!

1.03.1992. Яркий пример “ощущения тесноты авторского текста”. Читаем “Круглый год” Маршака. “Апрель”.

Первые шесть строк у Маршака:

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи… и т.д.

Майя:

Апрель, апрель, апрель. апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут няни…

По полям бегут Коли…

По полям бегут ребятишки…

Укладываю спать. В последнее время любит спать без трусиков. Но, желая продлить время, просит надеть.

Говорю:

– Нет трусиков. Все в стирке. Майя их описала.

Пауза. Затем:

– Показать.

– Что показать?

– Трусики мокрые.

Без комментариев.

Пользуется сложноподчинёнными конструкциями уже и без подсказки и”направляющих” мыслей.

– Мама, открой, пожалуйста, чтобы Майя взяла хлеба жареного.

Широко известна в нашей семье и за её пределами страсть Майи к переименованиям вообще и к переименованию себя особенно. Степень идентификации, перевоплощения в исконного носителя “нового” имени остаётся не до конца понятной, но удивляет разнообразие этих имён и даже несколько утомляет настойчивость и педантичность, которые Майя проявляет при “контроле” словоупотребления окружающих в соответствующих контекстах.

Сегодня – после рискованного вчерашнего эксперимента с присвоением имени “деревня Шубино” – Майя вернулась, к огорчению папы, к постоянному варианту последней недели “тётя крановщица”.

Папа долго и настойчиво (впрочем, мягко и вежливо) просил у дочки хотя бы сегодня побыть Маечкой. Последняя некоторое время размышляла, а затем нашла блистательный компромиссный вариант. Подойдя к полированному шкафу, она посмотрелась в себя и:

– Там Майя (пальчиком в шкаф), а там (себе в грудь) не Майя!

7.04.1992. 5 апреля папа придумал замену “тёте-крановщице”:

– Маёчек-цветочек.

Майя отреагировала моментально:

– Не Маёчек, а цветочек.

Папа настаивает на своём варианте. Тогда Майя делает несколько шагов в сторону:

– Маёчек убежал…

Возвращается к папе:

– …остался только цветочек.

13.04.1992. “Акустические эффекты”.

Майя рисует. Подсказываю:

– Это дерево? Берёзка?

– Берёзка.

– А это другое дерево? Осинка?

– А Симка ушла. Осталось одно дерево. [Симка - игрушка, собака]

Экспериментирует с одеждой, надевает колготки на голову:

– Сейчас надену – и никого будет нету.

Из рифмовок:

Тётьки и дядьки

Ушли гулятьки.

18.04.1992.

Дядя шофёр лежит на печи

И кушает калачи.

20.04.1992.

Вчера перед сном: “такИежеми” (“такими же”; форма именительного плюс часть окончания творительного).

Папка сидит на трубечке

И играет на бубечке.

27.04.1992. Год и почти 11 месяцев.

Типичный пример умения легко строить сложноподчинённые конструкции: “…И около дома, где тётя Надя живёт, тоже лужи”.

5.05.1992.

Продолжается освоение абстрактных понятий, слов, выражающих добавочные значения и т.п. Залезает на лестницу гимнастического комплекса.

– Кстати (!!!), так обезьянки залезают…

Дружно с мамой выражаем восхищённое недоумение. Реакция замечена, “зафиксирована” – и “кстати” бурно вливается в последующие фразы, причём почти всегда к с т а т и.

– Кстати, там (показывает в угол, за тумбочку) жучок живёт…

9.05.1992.

– Например, одежда эта – моя.

18.05.1992

“Логический” подход к сочинительству Майю явно не устраивает:

– Майя конфетки ела, и желудок заболел. Болел-болел – и туман растаял… Появилась нянька из тумана.

25.05.1992.

Педагогическая беседа о методах наказания. Папа рассказывает Майе о своём неприятии телесных наказаний и сообщает, что будет “сажать её в кроватку”.

- И Майя будет вылезать!..

- Не-ет…

- Вылезать, вылезать! И написает опять!

14.07.1992.

Вчера.

- Майя, ты что делаешь?

– Я черезбираюсь. Я умею черезбираться.

Сегодня.

– Папа сбрился.

 

16.08.1992. Двухнедельной давности выражения:

- КурИнки (сигареты).

- Жучки. паучки, букашки, червякашки...

Трёхдневной давности:

- Мама, этими граблями чего граблят?

Вообще сильна "инерция начальной формы" - или "инерция первой формы": услышанное новое слово стремится при скловнении или спряжении к возможно меньшим (особенно орфоэпическим) изменениям. Отсюда сохранеие ударности слога - при норматвном переносе ударения.

 

15.10.1992. Вчера за столом.

В стакане - холодный чай. Майя. как шахматист, продумывающий "на два хода вперёд", одной фразой исчерпывает несостоявшийся диалог:

- Я люблю диатез.

“Круто” развивается образное мышление. Начинаем чистить картошку, и первый же “лепесток” очисток, которые Майе надлежало перекладывать со стола в тарелку, вызвал у неё интересную ассоциацию:

– Папа, это утёнок!

Потом была найдена “рыбка”, а в ответ уже на папин вопрос об очередном “листике” было произнесено:

– Журавль!

Надо заметить, что способность перевода явления из одного ряда в другой проявляется у Майи всё чаще и всё неожиданнее. Так, тремя неделями раньше этой записи Майя, услышав характерный звук молота, забивающего сваи на стройке, сообщила маме:

– Молот сказал: “Окно…”

28.10.1992.

Иногда Майя (в шутку) отождествляет себя со строительным молотом. Вчера, например, ходила по кухне, делала кланятельно-клевательные движения и приговаривала:

– Я молот. Носом сваи заколачиваю.

29.10.1992.

Майя застёгивает молнию:

– Это змея ползёт. Приползла.

После паузы – обобщение:

Это змеиная дорога.

4.11.1992.

СгнИла” (согнула). “ПрожуИла” (прожевала).

9.11.1992.

Посмотрела на запотевшее окошко.

– Надо отпылИть окно.

19.11.1992. Скоро два с половиной года.

1. Набросив маме на голову два носовых платка:

– Мама, ты – королева.

Обернувшись к папе:

– Папа, ты – королев.

2. Не желая укладываться спать в своей кроватке и в надежде убедить папу взять её на софу:

– Я хочу не Ф кровати, а НА кровати. (Произношение, естественно, сохраняю).

14.01.1993.

Приехала тётя Вера (крёстная), увидела маминых матрёшек и обратилась к Майе:

– Майя, а ты маме помогаешь?

– Помогаю. Я сую свой длинный нос…

Ешё одно достижение, скорее философское, нежели лингвистическое или какое-то ещё.

Предлагаю Майе, занятой рассматриванием красочных фотооткрыток с изображением различных блюд русской кухни, “попотчевать” этими блюдами находящуюся рядом куклу.

Ответ убил:

– Это же ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ!

 

 

29.01.1993.

Папа разговаривает с гостем. Майя вначале несколько раз заявила (конфиденциально)_ маме: "Я хочу, чтобы дядя Дима ушёл". Мама. естественно, объяснила, что это нехорошее желание. Выгонять нельзя.

В конце концов Майя не выдерживает и идёт на кухню к беседующим. Поговорив о том о сём и оказавшись у папы на руках, начинает:

- Папа Володя, я хочу, чтобы дядя Дима у...

- Что-что? Не понимаю...

- Я хочу, чтобы дядя Дима... делал свои дела.

Психолог.

 

18.02.1993.

Два сегодняшних стихотвореньица. Утреннее:

Кошка вторайя

Увидала Майю.

Вечернее:

Мышка-норушка

Поскакала в брюшко.

Самое интересное - полное ритмическое совпадение.

Играя, изображает, как кто-то падает: залезла на стул и более или менее осторожно сваливается на пол. По всей видимости, слегка ушиблась.

- Вот. Даже это ушибли. Это ушибли. [Потирает верхнюю часть бедра и ягодицу. Думает, как сказать.] Даже это ушибли. Брёвнышко ушибли.

 

20.02.1993

Спрашиваю просто так (услышал по ТВ), без надежды на ответ:

- Майя, а "женятся" - это значит что?

И вдруг - обдуманный ответ:

- Это значит замуж выходят.

 

21.02.1993

Зашли в "Детский мир", Майя быстренько сориентировалась и выдала (сидя у папы на руках):

- Не хочу на кукол смотреть, не хочу на игрушек смотреть, а только на одну блестященькую помадку.

 

7.04.1993

Идём по улице. Майя (у папы на руках) без всякой подготовки заявляет:

- Бы мне замуж сходить...

Повторила - и аргументировала:

- Уже все замуж идут...

 

После дневного сна, "долёживая", накрылась одеялом и:

- Я опять

под кровать

зимовать!

 

14.04.1993

Ласковое прозвище найдено для папы:

- Папандра...

 

15.04.1993

Картинки лото с иностранными словами. Повторяем английский. Приносит карттинку, на которой - книга.

- Это как?

Вместе вспоминаем, что book (бук)...

- Потому что БУКВЫ, - совершает Майя свой первый опыт научного лингвистического наблюдения.

 

16.04.1993.

Смотрит в окно:

- Дядя без сердечка идёт...

- Да что ты, Майя! Без сердечка люди не могут. Без сердечка человек умирает.

- И тогда снежным человеком будет...

 

Давно, недели две-три назад, из почти нечленораздельной песенной абракадабры вдруг прорвалось:

И радуга приснится мне

В восточной тишине...

(Теперь думаю, что слово "восточный" для неё не понятно, а просто притягательно своим звучанием.)

Вчера, после огородного баловства и знакомства с крапивой, продолжала вести себя "подобающим" образом. Предлагаю выбор:

-Майя, как тебя лучше наказать? В кровать? Или крапивой?

Ответ - молниеносно:

Не крапивой, не в кровать:

Я не буду баловать!

 

16.05.1993

ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА... Основа - понравившаяся рифма "кровать" - "баловать".

Первая стадия.

Когда / ты бу/дешь ба/ловать,

Я ки/ну тебя / на кровать.

Предлагаю иное:

Когда ты будешь баловать,

Тебя я кину на кровать.

Инверсия Майе не по вкусу, и она переходит ко второму варианту:

Когда ты будешь баловать,

Я ки/ну ТИ/бя на / кровать!

И наконец, совершенно неожиданный (кажется, для неё самой) окончательный вариант:

Когда ты будешь баловать,

Я ки/ну на / тебя / кровать!

 

 

Последнее обновление 19.03.2001

БОЛЬШО-О-О-Е ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

 

А что у Чуковского?

Карта сайта | Русская литература | Устами младенца | Почиталки | ПЕРЛ-ловка | Гостевая книга | Пишите!

 

 

 

Hosted by uCoz