РусЛитХХ   Студ И Я

ЕЛЕНА БАЛАШОВА 

О значении чисел в книге В. Сорокина «Пир»

Введение

Он узнавал чудо и тайну числа, число шестьдесят,

число двенадцать, число семь, число четыре,

число три, божественность меры и до чего все на свете

было согласно и сообразно, так что приходилось только

удивляться и благоговеть перед этой великой гармонией.

(Т. Манн. «Иосиф и его братья»)

 

На мой крайне субъективный взгляд, современная литература очень похожа на литературу барокко (это я так с первых строк хочу свою образованность показать, все-таки учусь не где-нибудь, а на филфаке). Тексты произведений ныне здравствующих авторов так же запутанны и непонятны, как и барочные тексты, да и предназначены они не для средних умов, а для таких, как мы с вами.

Такую загадку представляет и книга господина Сорокина Владимира Георгиевича «Пир». А разгадывать ее предстоит нам с вами, потому как у всякой загадки должна быть отгадка (и возможно, не одна).

Нумерологией в литературе занимались очень немногие исследователи. Прямо скажем, совсем они ею не занимались. Оно и понятно: литературоведы люди возвышенные, от грешной земли крайне оторванные. Что им какие-то циферки. То ли дело технологи. Вот их-то как раз значение чисел очень волнует, потому что это – хлеб их насущный. Очень давно (целых 3 года назад) мне принесли одну любопытнейшую статью под названием «Число человеческое…». В ней автор Д.Н. Трифонов (между прочим, доктор химических наук, профессор РХТУ) рассматривает различные аспекты числа 666, пытаясь при этом доказать, что это истинно «число человеческое». И, нужно признать, делает он это очень последовательно и убедительно. Из данной статьи я, к примеру, узнала, что 666 является первым представителем класса совершенных чисел (сумма их делителей, включая единицу и исключая само совершенное число, равна им самим), или что оно представляет сумму первых 36-ти натуральных чисел. А уж как гармонично оно сочетается с числом «пи» и золотым сечением, вы даже себе представить не можете (я тоже смутно представляю, но очень хорошо сочетается!).

Такими же знатными нумерологами являются астрологи, колдуньи, знахари и тому подобные туманные личности (но к ним мы обращаться не будем, а то, знаете, всякое может случиться…).

И, конечно же, пристальное внимание к числам проявляли древние философы и ученые, особенно всеми нами любимый Пифагор, «штаны» которого донашивает современное человечество. Вот им-то мы и будем доверять. Все-таки это знания, проверенные временем.

А почему же меня так эта тема заинтересовала, спросите вы, мой читатель. Я ведь далеко не математик, ничуть не астролог и вовсе не философ. Вопрос, конечно, интересный. Читала я как-то вышеупомянутый «Пир» вышеупомянутого господина Сорокина. Читала, признаться, с содроганием душевным (оно и понятно: я девушка хрупкая и нежная), но и с большим интересом. Так вот, в одной из частей данного произведения под названием «Настя» (это там, где родители любимую дочуру в печке зажаривают, а потом едят со смаком) герои золотые гвоздики в поверхности вбивают в определенном порядке и при этом слова страшные бормочут. И так меня эти гвоздики, надо сказать, заинтересовали, что я и бумажки с их изображениями по всей комнате расклеивала (даже на потолок одну, в соответствии с текстом), и накладывала бумажку на бумажку да на просвет смотрела, и на столе их раскладывала и рядком, и кругом и иным порядком. Но ничего путного из этого не вышло. Долго я так мучилась, пока не пришло мне в многострадальную мою голову гвоздики эти самые посчитать. И вот тут-то нарисовалась очень интересная перспективка. Какая? Читайте дальше, я вам все расскажу самым подробнейшим образом. Но, предупреждаю сразу, ради вашей же безопасности, не повторяйте те трюки, которые я проделала. Это очень опасно для здоровья (недавно поймала себя на том, что с увлечением пересчитываю пуговицы на рубашке молодого человека в метро).

Ну что ж, круг проблем мы наметили, от повторения моих ошибок я вас честно попыталась оградить. Теперь в путь.

 За мной, мой читатель!

Назовем это

Часть первая

         В этой части мы начнем с того, с чего начинала и я, то есть с начала: с «Насти» и этих гвоздиков растреклятых. Итак, оставим игривый тон и самым серьезным видом обратимся к тексту многоуважаемого Владимира Георгиевича Сорокина.

        Первым вбиваемым знаком (в дальнейшем мы эти загадочные штуки так и будем именовать) является NOMO. Вбивает его в пол Румянцев. Вот как все это должно смотреться:

         Эти графические символы правдоподобнее будут выглядеть так, как они представлены здесь, т.е. в виде желтых крестиков на темном фоне, а не так, как это изображено в тексте (черные крестики на белом фоне). Ведь мы знаем, что гвозди были золотыми и отражали свет, а не поглощали его, как черные крестики.

        Всего этих гвоздиков господин Румянцев вбивает 94 (кто не верит - пусть проверит). Если сложить 9 и 4, то получится 13. С этой «чертовой дюжиной» мы еще не раз столкнемся в тексте «Пира», впрочем, также как и с числом 8. В свою очередь, знак состоит из гвоздиков, группирующихся в определенных количествах (чтобы это проверить, нужно «расписать» весь знак, как японский кроссворд): это группы, состоящие из 3, 4, 8, 13 и 0 гвоздиков. На последнюю группу тоже стоит обратить особое внимание, т.к. ноль олицетворяет, прежде всего, категорию пустоты и отсутствия, очень важную в мировой философии. Но будем последовательны.

«3 (Три, триада).

Плоскость определяют три точки. Пифагорейские числа начинались с числа три, триады, треугольника, и числа четыре, квадрата.

Пифагорейцы различали три мира как вместилища: принципов, разума и количеств.

В Библии три ступени: первобытный хаос, над которым носился Дух, сотворение Адама и освящение субботы.

Троично разделение мира: небеса, земля, подземный мир. Три времени: прошедшее, настоящее и будущее.

В Китае различают три начала: небо, земля, человек. Три – истинный путь неба, земли, человека»[1].

«В Китае три (сан) – число завершенности… Три табу (этих животных нельзя употреблять в пищу): дикая утка – символ супружеской любви, собака – символ верности хозяину, и черный угорь – символ преданности и верности государю»[2].

Всем известна также божественная Троица. Вообще число 3 можно назвать числом бытия и духовности в самом широком смысле слова.

«4 (Четыре, тетрада).

Четыре – тетрада, определяющая первое геометрическое тело, объем. Тетрада рассматривалась пифагорейцами как изначальное, всему предшествующее число, корень всех вещей, источник.

Четыре – это число земли, устойчивое, конечное число»[3].

«Пифагорейцы клялись этим числом, считая его священным, поскольку, если его сложить с заключающимися в нем числами, получается священное число 10 (4+3+2+1=10), или тетраксис…

Четверка управляет биологической жизнью человека: Гиппократ различал четыре темперамента, а врач Картон связывал их с анатомическим строением человека: нервический (голова), сангвинический (грудь), лимфатический (живот) и желчный (мускулы). Эта иерархия составляла основу медицинского искусства Подобное определение можно найти и в Каббале (Зогар): Адам, вылепленный из глины, стал результатом союза всех сторон света, соединившихся в процессе творения с природными стихиями…

Число четыре управляет и психикой человека: К.Г. Юнг определяет четыре психологических функции: мысль, интуицию, ощущение и чувство. Они открывают нам четыре основных аспекта вещей в четырех уголках нашего духовного горизонта»[4].

Четыре стороны света, четыре стихии, четыре апостола – евангелиста, четыре живых существа в Откровении (дикие звери, домашний скот, человечество и рыбы), четыре апокалипсических всадника. Список можете продолжить сами. Важно также отметить, что четыре считается числом земли. Назовем его числом устойчивости.

«8 (Восемь, октада).

По Пифагору, символ гармонии, священное число. Число Божественного правосудия. Основные символы: любовь, совет, расположение, закон, соглашение. Октада заимствует форму от двух сплетенных змей на кадуцее.

Главный символ буддизма – колесо с восемью спицами, Дхамма чакра. Восемь «благородных принципов»: 1) правильная вера; 2) правильные ценности; 3) правильная речь; 4) правильное поведение; 5) правильное достижение средств к жизни; 6) правильные стремления; 7) правильная оценка своих действий и восприятие мира органами чувств; 8) правильная концентрация (медитация).

Как симметричная цифра, представляющая перевернутый знак бесконечности, таит раздвоенность и представляет одновременно два мира – материальный и духовный. Число составлено из двух чисел: 4 и 4. Символ неизменной (предначертанной) Судьбы…

Одна сторона числа восемь представляет революцию, перевороты, анархию, своенравие и эксцентричность. Другая – философские мысли, сильную склонность к оккультным учениям, религиозность, концентрацию намерений, усердие в деле и фатальный взгляд на мир»[5].

«Кроме того, число восемь (ва) управляет жизнью человека: в восемь месяцев у него появляются молочные зубы; в восемь лет они выпадают, в 2x8 лет он достигает половой зрелости [т.е. в 16 лет – возрасте Насти – Б.Е.], в 8x8 лет становится импотентом…

Если деление на четыре символизирует земной мир и, в более широком смысле, внутреннюю работу каждого человека, то деление на восемь, которое предполагает, кроме того, четыре промежуточные точки, символизирует промежуточный мир между Небом и Землей, воплощая целостность, или полноту космического проявления.

Эта целостность есть конечное равновесие, результат эволюционного процесса, т.е. этапы преодоления фатальных последствий каких-либо действий (самсара), что обусловливает значение этого числа в буддизме и восточных традициях»[6].

Восемь традиционно представляет воздушную стихию. Предлагаю назвать восьмерку числом рока (судьбы). Кстати, как уже отмечалось выше, господин Сорокин еще не раз столкнет нас с этим числом в своей книге (заметьте, что участников застолья в «Насте» тоже восемь, соответственно и восемь вбиваемых знаков).

«13 (Тринадцать).

Чертова дюжина, несчастливое число, на самом деле было таинственной силой, связанной с космическими циклами Земли. В году выделяют 52 недели (тринадцать лунных месяцев). Для исчисления времени индейцы майя использовали одновременно два календаря: тринадцатимесячный, в котором месяц равнялся двадцати дням (= человек), и двадцатимесячный, из тринадцатидневных месяцев».[7]

«Тринадцать – начало нового цикла.

В древности, задолго до возникновения христианства, число двенадцать считалось полным и совершенным, а тринадцать означало начало нового цикла, новой жизни и стало поэтому символом смерти, в то же время несущей в себе идею обновления (конец одного цикла – начало другого)…

Та же идея лежит в основе XIII аркана Таро, Смерти (неумолимый рок, неизбежная ошибка, прекращение чего-то с последующим его возобновлением, но в диаметрально противоположном направлении). Ведь смерть считается у каббалистов 13-м Путем Мудрости (тем Началом, что питает и пожирает преходящие формы, управляет превращениями и переменами), соответствующем сну, куколке бабочки и ночи»[8].

По поводу этого числа позвольте попотчевать вас еще и цитатой из Т. Манна, который был нами так к месту помянут в эпиграфе: «Но очень скверным числом было и тринадцать. А почему? Потому что в двенадцати лунных месяцах было только триста пятьдесят четыре дня и время от времени приходилось вставлять добавочные месяцы, соответствовавшие тринадцатому знаку зодиака, Ворону [которого, как известно, называют еще Змееносцем – Е.Б.]. Излишность их делала тринадцать несчастливым числом, да и ворон был птицей недоброй» (Т. Манн. «Иосиф и его братья»).

О числе 13 не будем больше пока распространяться. Обращаю ваше внимание на то, любезный мой читатель, что частей в данном тексте тоже 13 (хотя вы и сами это, наверное, заметили). Также оговорим, что в знаках 13 гвоздиков – максимально возможная ширина, а 8 – максимальная высота.

Дадим же и чертовой дюжине новое имя – число темных сил.

А теперь несколько слов о числе ноль. Чуть выше мы уже сказали о нем несколько слов. Теперь предлагаю эту тему, что называется, «расширить и углубить».

«0 (Ноль).

Символ бесконечности, Вечности»[9].

«Пустота, тайна, ничто, смерть, но также и вечность, абсолютность или сущность действительности, всеобщность… Пифагор рассматривал этот знак (известный со времен Вавилона, развитый в математическом смысле в Аравии и Индии) как содержащий все сущее. Это был Дао – прародитель единицы. В пиктограммах майя ноль был представлен космической спиралью»[10].

«Ноль – мертвая точка… Знаком его служила закрытая раковина, напоминающая положение зародыша во чреве; ноль означает распад зерна кукурузы, предшествующий появлению зародыша, и символизирует циклическое возрождение, поскольку представляет собой переход из одной жизни в другую… мертвую точку… из которой выходят все возрастающие числа; это начало развития всякой новой жизни.

Графически повторяя очертания сферы, ноль связан с символикой кубка, чаши или сундука из сказок, в которых томится принц или герой, с образом философской чаши из посвящения у герметиков. В этом случае он становится символом материнского чрева, оплодотворенной женщины»[11].

Всем нам известно выражение «начать с нуля», т.е. с начала. По сути своей, ноль – это Вечность, порождающая Жизнь. Но, с другой стороны, существует и такой фразеологический оборот, как «быть на нуле» в значении «существовать при полном отсутствии чего-либо» (денег, хорошего настроения, жизненных сил и т.д.). Из этого можно сделать вывод, что в сознании людей ноль отождествляется с Постоянством Отсутствия, что само по себе тоже является Вечностью, Бесконечностью (ведь не случайно знак бесконечности, который так недавно «разгадала» госпожа Рамазанова, представляет два сцепленных нуля). Поэтому, после всех этих сложных философских рассуждений, предлагаю обозначить ноль как число вечности.

Теперь подведем небольшой итог. Как мы знаем, первый знак NOMO вбивает в пол Румянцев. Сам по себе пол в символике дома олицетворяет землю, корень всех вещей, то, из чего все произрастает. Пол (или земля) всегда ассоциировлся также с загробным миром и культом предков, хранителей дома.

Всего символ NOMO содержит 94 гвоздика. Это число является четным, а четные числа, как известно, символизируют быт, т.е. посюсторонний мир, нашу многогрешную Поднебесную, тогда как нечетные – бытие, потусторонний мир.

Символ содержит в себе числа бытия и духовности, устойчивости, рока, темных сил и вечности, что соотносимо с местом расположения этого знака на полу (или на земле). А о символике земли, мой любезный читатель, изволь смотреть выше. Особый интерес представляет, на мой взгляд, то, что именно с Румянцева начинается вбивание знаков. Дело в том, что, как мы увидим с вами дальше, эти числа будут повторяться почти в каждом последующем знаке. Но при этом практически каждый участник застолья привнесет новое число в нашу «числовую картину». Следовательно, Румянцев ничего оригинального не делает, а лишь является зачинщиком. Да и в тексте этот персонаж первостепенной роли не играет и, по сравнению с другими, выглядит весьма бледно.

Следующим вбиваемым знаком является LOMO, который состоит из 96 золотых гвоздей. Его забивает Мамут в левую стену. Выглядит он следующим образом:

 


 

В свою очередь LOMO содержит следующие группы гвоздиков: 1, 2, 4, 5, 8, 13, и 0. Новыми для нас с вами являются группы из одного, двух и пяти гвоздей. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

«1 (Единица).

Основа, шкала отсчета.

Символом Единицы служит не имеющая размеров математическая точка, произвольно выбранная на пересечении двух линий или в центре круга. Перемещаясь в пространстве, эта точка порождает линию, создает плоскость и дает представление о третьем измерении.

Эта точка – ЕДИНОЕ на пути к порождению всего сущего…

Единство, таким образом, служит точкой отсчета, символом абсолютного начала и завершения (само слово Универсум означает: обращенное к единому), воплощением сущности бога, первого в иерархии власти и могущества (Бога-Отца в христианской символике), Создателя и Космоса.

Но Единое, андрогин, заключает в себе зародыш двойственности»[12].

Единицу издавна считали символом мудрости (вспомните выражение «Правда всегда одна», которое господин Бутусов почему-то приписывает Тутанхамону). Пифагорейцы именовали единицу монадой. В одной как-то раз прочитанной мною статье было сказано, что некий ученый решил измерить не что-нибудь, а душу человеческую. И за единицу измерения взял как раз монаду. Но это сведения из области метафизики, а мы с вами, любезный мой читатель, решили туда не соваться от греха подальше.

Итак, поименуем единицу числом порождающего начала.

«2 (Два, дуада).

Двойственность. Символ полярности, противоположности, разделения единства на мужское и женское начало (ян и инь), число два является так же символом сексуальности.

Два воплощает двойственность божественной власти: созидательность и разрушение»[13].

В противовес единице, двойка символизирует невежество (не случайно низшая оценка за знания в школе – два). Но невежество само по себе означает стремление к познанию, мудрости. А посему назовем двойку числом начала познания.

«5 (Пять).

Это число Человека, рассматриваемого в качестве посредника между Богом и Вселенной. Суть в том, что человеческая фигура вписывается в пентаграмму, так как голова властвует над четырьмя частями тела, как дух повелевает стихиями.

Пять – это число физического строения человека, который располагает пятью органами чувств, пятью пальцами на руке, пятью конечностями и чье тело состоит из пяти равных по своей длине частей.

Это число Вселенной с ее пятью элементами (огонь, воздух, земля, вода, эфир), пятью традиционными планетами, помимо двух светил…

Это также пятый космический элемент, пятая сущность, или квинтэссенция, с помощью которой, если отделить ее от четырех других, можно раскрыть секрет Вселенной. Этот элемент называли Эфиром»[14].

Так что пятерку мы можем с полным правом присвоить себе и назвать ее числом человека. (Кстати, любезный мой читатель, вспомните-ка, что явилось пятым элементом в одноименном фильме? Вспомнили? Вот то-то и оно…)

Теперь подытожим вышеизложенное. Мамут вбивает в левую стену LOMO, состоящий из 96 гвоздей. Известно, что левая сторона изначально ассоциируется с хаотичностью, прошлым, отрицательным началом, животными инстинктами (потому-то неверные супруги и предпочитают ходить «налево»). Знак состоит из групп гвоздиков, включающих в себя числа порождающего начала, начала познания, устойчивости, человека, судьбы, темных сил и вечности. Обратим внимание на то, что здесь отсутствует число бытия и духовности, т.е. тройка. Все это напрямую связано с образом Мамута в тексте. Внешне он похож на медведя (потому-то и привносит в нашу «картину» двойку, которая олицетворяет невежество и животные инстинкты). Он убежденный гедонист, ничто человеческое ему не чуждо (поэтому появляется пятерка). Во взглядах своих он весьма консервативен, Ницше не признает. Зато активно поминает древних мыслителей: Горация, Платона, Протагора, Антисфена, Кинесия. Да и поэтами ушедших столетий не гнушается. Он все время пытается вернуть «прогрессивных» в своих взглядах Саблина и отца Андрея к истокам нового учения. Поэтому он вписывает в «картину» единицу.

Следующим по очереди у нас является SOMO, вбиваемый Саблиной в комод. Вот как выглядит этот знак:

 


 

Он тоже состоит из 96 гвоздиков и содержит в себе группы из 6, 8 и 0 элементов. Новым для нас является только число 6, его мы и рассмотрим подробно.

«6 (Шестерка).

Это число – символ совершенства, красоты…

Означает Красоту и Украшение (знаки планеты Венера)…

Символ стабильности, равновесия, шестерка, согласно учению Каббалы, - число союза и оплодотворения»[15].

Но нам с вами, любезный мой читатель, известно, что число 6 несет на себе и негативную окраску, так как в Апокалипсисе шестерка, повторенная трижды, является дьявольским числом, числом Зверя (известное 666). Поэтому мы назовем его числом разрушительной красоты.

Так как знак вбивается в комод, а его местоположение в комнате многоуважаемый Владимир Георгиевич не указал, то мы не можем ничего сказать о соотношении содержания SOMO и его расположением. Зато интересным является тот факт, что именно Саблина привносит число разрушительной красоты. Из текста мы знаем, что мать Насти очень красивая женщина, ею восхищаются не только мужчины, даже Румянцева восклицает: «Как она маниакально хороша!». В нее безнадежно влюблен Лев Ильич. И еще одна важная деталь, которую вы, любезный мой читатель, конечно же, заметили: в знаке, вбиваемом Саблиной, отсутствует число темных сил 13. Мать Насти – единственный человек на этом вечере, который абсолютно не приемлет этого «нового учения» (а ведь мы с вами теперь знаем, что 13 – это еще и число обновления, начала нового цикла). Она искренне страдает о потере дочери, а это свидетельствует о том, что она еще не до конца потеряла человеческое лицо, не до конца «отягощена злом».

 


 

 


Далее по тексту следует MOMO, который вбивает Лев Ильич в потолок. Он состоит из 96 гвоздей, как и два предыдущих знака.

В нем содержатся группы из 3, 5, 6, 8, 11 и 13 гвоздиков. Новым для нас здесь является число 11.

«11 (Одиннадцать).

Неизвестное в новом цикле. Арабы считали одиннадцать числом познания Бога, включающего 11 этапов:

воля, т.е. овладение самим собой;

воздержание и музыка, приносящие очищение;

время, этап блужданий между сознанием самого себя и Бога;

образ Бога, отраженный в каждом существе;

конец беспокойства;

полное спокойствие и неиссякаемый экстаз;

выход за пределы собственного Я;

возможность подняться до Бога;

потеря воли;

приход к Богу и возвращение обратно;

постоянное созерцание, дающее силу творить чудеса»[16].

Примечательно, что это число будет отсутствовать у отца Андрея. Но о нем разговор пойдет ниже. А пока скажем несколько слов о Льве Ильиче. В его знаке есть числа бытия и духовности, человека, разрушающей красоты, судьбы, темных сил и вечности.

Он содержит также число универсального познания (так отныне мы будем именовать 11). Это число мы больше не встретим ни у одного участника трапезы, поэтому для нас оно представляет особый интерес. Да и сам Лев Ильич – личность загадочная. В общем разговоре за столом он почти не участвует, по большей части молчит, будто знает что-то такое, что пониманию других не доступно (а что, может, и впрямь знает). Да, вспомни-ка, мой любезный читатель, какой подарок приготовил он для Насти? Правильно, золотую брошку с надписью “Transcendere!”, что на нашем великом и прекрасном языке означает «Переступи пределы!». Так что все это вполне соотносится с числом универсального познания. При этом MOMO располагается на потолке (вот я с ним намучилась, когда эксперименты свои ставила). А потолок, в противоположность полу, традиционно символизирует небо, как высшую силу, управляющую тем, что находится на земле.

Теперь же зададимся вопросом: почему Мамут, Саблина и Лев Ильич вбивают одинаковое количество гвоздиков? Возможно, это объясняется тем, что все они не являются ярыми сторонниками учения, проповедуемого Саблиным. При этом между ними существуют и другие связи: Лев Ильич влюблен в Саблину, а у Мамута есть дочь настиного возраста, которая, к тому же, была ее подругой. И он, как и Саблина, скоро потеряет ее.

Теперь перейдем к одному из самых интересных знаков и героев.

Итак, ROMO.

 

 


 

 


Этот знак состоит из максимального количества гвоздиков – 104. Он включает в себя только два числа: темных сил и судьбы (13 и 8 соответственно). Таким образом, Саблин ничего нового в нашу «числовую картину» не привносит. Как не привносит и в жизнь вообще (ведь, по сути, он не является автором учения, которое проповедует). Кроме того, символ не содержит числа вечности (то есть нуля). А это означает, что сие учение не является по-настоящему истинным (и время это подтвердило).

Присутствие в знаке только чисел рока и темных сил еще раз подчеркивает дьявольскую сущность этого человека. Не зря его Лев Ильич называет палачом (хотя и в шутку), Румянцева именует его инквизитором, а отец Андрей предлагает сослать Саблина на каторгу.

Отец Насти является максималистом в своих убеждениях. Поэтому и число гвоздиков в его знаке максимально возможное.

Знак ROMO вбивается в правую стену. А правая сторона всегда символизировала собой устремленность в будущее, олицетворяла собой силу и мужское начало. Все это вполне соотносимо с образом Саблина и его взглядами.

Как мы с вами уже заметили, мой читатель, все вбиваемые до сих пор знаки состояли из четного количества гвоздей. А четные числа (и это мы тоже отмечали ранее) всегда символизировали быт и земное, тогда как нечетные – бытие и мистическое. Вообще, нечетное количество чего-либо «было положительной оценкой всего того, что не имеет конца и относится к области вечного»[17].

Можно сказать, что все эти пять персонажей (Румянцев, Мамут, Саблина, Лев Ильич и даже Саблин) слишком приземленно истолковывают учение о «переступлении пределов» человеческих.

Об этом и свидетельствует то, что таких персонажей пятеро, а пять, как мы знаем – число человеческое.

Теперь на очереди у нас знаки с нечетным количеством гвоздей. Первым из них является HOMO.

 


 

 


Он состоит из 91 гвоздика. Вбивает его Румянцева в диван, местоположение которого, как и комода, нам господин Сорокин не указал.

В этом знаке содержатся группы из 1, 3, 4, 6, 7, 13 и 0 гвоздиков. Госпожа Румянцева привносит новое число – 7.

«7 (Семерка).

Число таинств, относящихся к духовной стороне вещей, таинственная божественная сила в природе…

Магическая семерка в культуре различных народов мира имела значение максимума, предела, полноты, ограничения…

Данные современной науки – инженерной психологии – подтверждает, что число 7 есть некий максимум запоминания человеком сигналов, символов»[18].

Кроме того, число 7 традиционно обозначают как сумму 3 (числа бытия и духовности) и 4 (числа земли и устойчивости). Поэтому мы будем считать его числом мистической природы. Обычно семерка представляется числом мировой гармонии (существуют даже 7 ангелов, управляющих семью днями недели). Но оно имеет и обратную сторону: в Апокалипсисе говориться о семи трубах, семи печатях и семи несчастьях, которые постигнут нашу грешную землю (дай Бог не дожить до этого момента). Кроме того, существуют и семь дьяволов, которые являются антиподами семи ангелов и тоже управляют днями недели.

         Но в этом знаке отсутствует одно из важнейших постоянных чисел – восьмерка. Зато здесь есть число темных сил и число разрушающей красоты (13 и 6). Все это подчеркивает нам сатанинскую природу этой женщины. Она является ярой приверженкой нового учения, хотя понимает его по-своему (чего стоит только рассказ о «воспитании» гувернантки). Вообще Румянцева, как всякая женщина, очень загадочна. Но, в отличие от Саблиной, в ней не осталось ничего из «пережитков человечности» (кстати, число человека 5 тоже отсутствует). Возможно, этим и объясняется отсутствие восьмерки (которая, ко всему прочему, символизирует мировую гармонию).

Далее следует KOMO, вбиваемый отцом Андреем.


 

         В нем содержится 79 гвоздей, которые группируются по 1, 3, 7, 8, 10, 13 и 0. Рассмотрим десятку.

        «10 (Декада).

        Число 10 объединяет значение числа 2 (раздел, разум [начало познания – Е.Б.]) и числа 5 (Эрос, природная сила [человек – Е.Б.]). Таким образом, оно являет собой рационализированный, узаконенный Эрос, т.е. брак. В этом же смысле оно воплощает первую супружескую пару: 1=мужчина, 0=яйцо, оплодотворенное единицей»[19].

        Очень интересно, что это число появляется именно у отца Андрея, который должен соблюдать обет безбрачия. Но из текста мы видим, что он не обременяет себя этим. Он даже «просит руки» Арины (с которой, возможно, сожительствует). Причем это число у других женатых людей мы не встречали.

        KOMO вбивается в центральную стену. Можно предположить, что эта стена находится напротив окна и в ней находится дверь, в которую был вбит последний знак – ZOMO.


 

         Делает это Арина. Знак состоит из 61 гвоздя, из групп по 1, 2, 3, 4, 8, 13 и 0 гвоздиков. Как видим, ничего нового Арина не привносит. Это и понятно, ведь она – следующая жертва и вскоре должна покинуть это «благородное собрание». Символично и то, что знак этот она располагает на двери, которая всегда ассоциировалась с переходом из одного мира в другой (или же из одного состояния в другое).

         В ее знаке отсутствует число человека (5) и число разрушающей красоты, которое присутствует у остальных женщин (6). Отсутствие пятерки еще раз подтверждает, что Арина всеми рассматривается уже не как человек, а как будущая закуска. Что же касается шестерки, то из текста мы знаем, что девушка не была красавицей, поэтому данное число отсутствует. Кроме того, нельзя сказать, что Арина является сторонницей нового учения (на мой крайне субъективный взгляд, она его не понимает), а посему в ее знаке нет семерки – числа мистической природы.

        Теперь, любезный мой читатель, мы с вами подведем некоторые итоги нашего исследования. Отступим от получившейся картины на шаг и окинем ее одним взглядом. Прежде всего, мы увидим, что всего участниками трапезы было вбито 717 гвоздей (не утруждай себя проверкой, мой читатель, эти гвоздики были пересчитаны мною не один раз). В этой цифре содержится число мистической природы и число порождающего начала. Причем семерка повторяется здесь дважды, что еще раз подчеркивает ее двойственную сущность (об этом см. выше). Единица же здесь служит соединяющим звеном. Таким образом, число мировой гармонии, преломляясь через универсальное знание, переходит в число разрушения (7-1-7). Собственно говоря, таким же образом действует и учение, проповедуемое в «Насте». Взяв за основу концепцию Ницше о «сверхчеловеке», Саблин и иже с ним превратили ее в учение о «сверхжестокости» (точно так же, как в свое время это сделали идеологи фашизма).

        Теперь вглядимся в нашу картину попристальнее. Группы гвоздиков в знаках включают в себя числа от 0 до 13. При этом мы ни разу не встретили вместе ни 9, ни 12 гвоздей (хотя девятка косвенно здесь присутствует - 94, 96, 91, 79). Это очень интересный факт, т.к. 9 выражает собой совершенность идеи, а 12 символизирует порядок и добро. Как мы с вами уже заметили, ни того, ни другого в представленном нам обществе нет.

        Вот, собственно, и все, что я хотела вам поведать о моих литературно-математических изысканиях в области «Насти». Но мой любезный читатель может возразить мне, что это вовсе не раскрывает нам загадку таинственных знаков: непонятно, зачем их вбивают, почему они такой формы и называются так, а не иначе. Да, мой читатель, вы совершенно правы. Каюсь, но на эти вопросы ни я, ни мои уважаемые коллеги (статьи которых вы можете найти здесь же) так и не смогли ответить. Уж заставил нас поломать головы господин Сорокин (так и ходим мы теперь со сломанными головами по университету и, бедные, плачем, плачем…).

        Хотя есть у меня небольшое предположение, которое, возможно, прольет свет на эту тайну. Весь процесс вбивания знаков и цель, с которой все это делается (переход Насти в новое состояние), на мой крайне субъективный взгляд, очень похожи на медитацию. В этом случае NOMO, LOMO, SOMO, MOMO, ROMO, HOMO, KOMO и ZOMO являются мантрами, которые обычно сопровождают медитацию. Да простят меня буддисты за неточность информации, но, насколько мне известно, мантра – это такое звукосочетание, которое позволяет глубже уйти в себя и познать сущность своего Я. В состав мантр обычно входит звук ОМ, который олицетворяет собой всеобщность существования. Это «космический звук, состоящий из 3-х слогов – A, U, M - , символизирующий 3 фазы космического цикла: творение, сохранение, растворение»[20]. Как вы, конечно же, заметили, это звукосочетание входит в каждое название знака. В этом случае сами знаки являются янтрами – линейными диаграммами, которые служат для более глубокого вхождения в состояние медитации. Хотя внешне изучаемые нами символы не очень похожи на янтру (та состоит из линий, кругов, квадратов, точки и символического изображения лотоса). Но роль они выполняют приблизительно такую же. Все эти процедуры сопровождают переход человека из одного состояния в другое (как это происходит и с Настей).

        Но все это из области досужих домыслов. Хотя еще одна маленькая деталь заставляет нас обратиться к буддизму. В содержании книги, в названиях частей, содержится 109 букв. Ровно столько, сколько бусинок в буддистских четках (108 основных + 1 – соединяющая начало и конец, посвященная какому-либо божеству). Хотя эта информация тоже может оказаться «притянутой за уши» (как, впрочем, и все вышеизложенное).

Ну что ж, любезный мой читатель, вижу, что вы уже устали. Поэтому завершим наш разговор о «Насте». Ведь впереди нас ждет

  Часть вторая

        Обещаю, что она будет гораздо короче первой. В ней мы рассмотрим числа, встречающиеся на остальном пространстве текста.

        Надо сказать, что этих чисел в тексте большое количество, но некоторые из них имеют какое-то символическое значение, а другие – нет. Только вот понять, какие из них к какой группе отнести, очень сложно. Если вы, мой читатель, займетесь этим на досуге, да еще напишете по этому поводу статью, да поместите ее в Internet или печатное издание, то счастью моему не будет предела. А пока поделюсь тем, что заметили мои крайне невнимательные глаза.

        В части под названием «Аварон» наиболее часто повторяются числа 13 и 4. Главному герою, Пете Лурье, 13 лет, похоронен он был 13 сентября. Само название части (оно же имя другого героя) «Аварон» лично у меня прочно ассоциируется с вороном (а ведь так называется 13 созвездие зодиака). Число устойчивости тоже нередко встречается: Петя берет 4 куска молитвы, в Мавзолее он тоже побывал 4 раза, а его мать сидит в камере №74. Налицо подтверждение того, что темные силы, находящиеся на земле, постоянны и устойчивы (собственно это, на мой взгляд, и есть тема данной части).

        В «Банкете» основным числом является 12 (которое, помимо того, что о нем уже было сказано выше, является символом изобилия в индуистской философии). Все остальные числа, которые там встречаются (2, 3, 6, 12 – количество закусок, входящих в каждый раздел меню, и 4 – число трапезничающих девушек) являются делителями 12. В общем, эта «изобильная» сторона 12 нам широко представлена в «Банкете». Что касается другой стороны этого числа (олицетворение добра и порядка), то, судя по всему, девушки за что-то мстят Такамизаве Томоки (иначе они так жестоко не поступили бы с ним, ведь мы, женщины, – существа добрые и мирные, если нас не обижают). А в бусидо самураев месть врагу является добродетелью. Так что и здесь мы, вроде бы, не ошиблись.

        В «Дне русского едока» особый интерес представляет число 128 – количество раков, поедающих Оболенского. Собственно говоря, в это число входят три цифры: 1, 2 и 8 (т.е. порождающее начало (или универсальное знание), начало познания и судьба). Оболенский изначально знал, что что-то должно произойти, и отчасти предвидел свою судьбу. Возможно, поэтому раков именно 128 (а может, и не поэтому). Но, что самое интересное, эта же комбинация цифр встретится в «Зеркаlе», но в другой последовательности – 218. Ровно столько знаков + стоит между словами ROT и ANUS.

        В «Ю» основным числом является 2, т.к. все основные события в жизни героя происходят, когда тому четное количество лет. Тем более, весь его жизненный путь – есть путь начала познания истины.

        В «Лошадином супе» несколько раз повторяется число человека 5 (Бурмистров решается подойти только через 5 дней после первой встречи в Коктебеле, героиня не может есть «ненастоящую» пищу 5 суток, а до этого во сне она узнает, что магазин, где продают «настоящую» пищу, закрывается в пять). В общем-то, в центре всего повествования и стоит самый обычный человек – Ольга, а речь идет о самой «человечной» проблеме – о хлебе насущном.

         В «Пепле» несколько раз встречаются рядом числа судьбы и порядка (8 и 12). Вероятно, в этом и скрывается смысл загадочных действий героев этой части. Но более подробного толкования я здесь дать не могу.

        «Машиной» управляет число 10 (столько раз она работала; в произнесенных клиентами фразах содержится 370 букв, а если сложить 3+7+0, получится 10; машина обслужила 55 клиентов, а 5+5 тоже равно десяти). Это число, помимо того, что о нем уже было сказано, является универсальным, т.к. выражает «природное равновесие между целым и элементами… исток и вечное течение мироздания, ключ ко всему сущему… сущность четного и нечетного»[21]. Таким универсумом является сама машина.

        В части под названием «Жрать!» это самое слово повторяется 391 раз. Если сложить все цифры, то получится число темных сил, которые стремятся издавна пожрать все доброе на земле.

        Ну вот мы и добрались до части под названием    

 Заключение

        Здесь мы с вами расстанемся, мой любезный читатель. Мы с вами хорошо провели время (всегда приятно пообщаться с умным человеком).

        Буду надеяться, что хоть немного приблизила вас к разгадке «Пира», хотя сама его до конца не разгадала. Но одну задачу я все-таки выполнила: заставила от души посмеяться над моей работой многоуважаемого господина Сорокина. Что ж, смех продлевает жизнь, а чрезмерное переедание ее сокращает. Так что ешьте поменьше и будьте здоровы.

        С уважением и надеждой на новую встречу

        Балашова Е.С.

 


ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2001. С. 350.

[2] Надя Жюльен. Словарь символов / Пер. с франц. Каюмов С.М., Устьянцева И.Ю. – Челябинск: «Урал LTD», 1999. С. 422.

[3] Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. С. 351.

[4] Надя Жюльен. Словарь символов. С.  472.

[5]  Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. С. 355.

 [6] Надя Жюльен. Словарь символов. С. 59.

[7]. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. С. 356.

[8]Надя Жюльен. Словарь символов. С. 425.

[9] Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. С. 350.

[10] Тресиддер Джек. Словарь символов / Пер. с англ. С.Палько. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 240.

[11] Надя Жюльен. Словарь символов. С. 265.

[12] Надя Жюльен. Словарь символов. С. 117.

[13] Там же. С. 89.

[14] Надя Жюльен. Словарь символов / Пер. с франц. Каюмов С.М., Устьянцева И.Ю. – Челябинск: «Урал LTD», 1999. С. 326.

[15] Надя Жюльен. Словарь символов / Пер. с франц. Каюмов С.М., Устьянцева И.Ю. – Челябинск: «Урал LTD», 1999. С. 480.

[16] Надя Жюльен. Словарь символов / Пер. с франц. Каюмов С.М., Устьянцева И.Ю. – Челябинск: «Урал LTD», 1999. С. 279.

[17] Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2001. С. 349.

[18] Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2001. С. 355.

 

[19] Надя Жюльен. Словарь символов / Пер. с франц. Каюмов С.М., Устьянцева И.Ю. – Челябинск: «Урал LTD», 1999. С. 104.

[20] Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Торсинг», 2001. С. 258.

[21] Надя Жюльен. Словарь символов / Пер. с франц. Каюмов С.М., Устьянцева И.Ю. – Челябинск: «Урал LTD», 1999. С. 104.

РусЛитХХ   Студ И Я



Hosted by uCoz