ПЕРЛ-ловка
На этой страничке можно будет познакомиться со словесными достижениями наших старшеклассников и абитуриентов. Вот два "перлика" для затравки... Или разминки.
1. "Чацкий и Софья росли вместе, но выросли в разные стороны". Так что маши-даши сиамские - это уже вторично, однозначно!
2. [Речь о "хороших людях" России] "И пока существуют такие люди, Россия будет на них стоять". Ох, будет. И не только стоять, но и ездить!
Ну что ж, поехали... Начнём, понятно, с Пушкина. С кого же ещё? Он, как известно, - "наше всё". Именно это, наверное, имел в виду абитуриент, заявляя, что
3. "А.С.Пушкин прославился не только в творчестве писателя, но и в творчестве поэта". Ну скажи, ну скажи-и, кто же эти двое?
Другой абитуриент - о другом Александре Сергеевиче:
4. "Создав свои произведения, А.С.Грибоедов подписался в полный рост". Попросить бы этого абитуриента изобразить сие графически - или пантомимически.
И чтобы не заблуждался Грибоедов относительно своих достижений:
5. "В комедии нет ни одного более или менее глупого персонажа". Зато среди её читателей - ...
Шагая в ногу со временем, молодые люди и в сочинениях своих достаточно эротичны, даже сексуальны. Традиционная ориентация преобладает:
6. "Была в его [Есенина] жизни и любовь к женщине, которая, несомненно, легла на его произведения". Бойтесь неосвоенных стандартов (я про язык, конечно).
Встречаются и лёгкие намёки на то, что не у всех русских писателей, мол, с этим всё нормально:
7. "С детства Н.А.Некрасов был близок с простыми людьми". О русские предлоги, осмысленные и беспощадные! То, понимаешь, не тот выберешь, а то, видите ли, вообще никакого не требуется:
8. "Высоцкий весь отдаётся в песне".
Однако шалости вышеупомянутых стихотворцев, всего-то и замешанные на непослушании вполне служебной части речи, меркнут перед неизбывной неутолённостью знаменитого прозаика:
9. "Тургенева не удовлетворяют ни отцы, ни дети". Впрочем, что ж удивительного, если, во-первых,
10. "Все писатели создавали свои формы брака", а во-вторых,
11. "До сих пор не вставлен баланс между отношением мужчин к женщинам"? О да, только вот зажатый в этой фразе "баланс" постоянно норовит на что-то намекнуть...
Иногда сдающему экзамен при виде самодовольных преподавателей "хочется смутить весёлость их / И дерзко бросить им в глаза железный стих..." (в смысле, ЦИТАТУ). И - бросают. И иногда долетает (и в смысле весёлости, и в смысле дерзости). Так, например, подозревая экзаменаторов в одном из смертных грехов, обличитель намекает им почти грибоедовскими словами:
12. "Чины людЯм даются, / А люди могут обмануть". ПонЯли, в натуре? И возвратные частицы ваши - только лишние тонкости.
Другие, наоборот, проникаются особенным расположением к экзаменующему и вполне задушевно-интимно (хотя и "заочно") беседуют с ним:
13. "Вижу твои удивлённые глаза, читающие эти строки, но я и сам (когда-то) был Достоевским..." Судя по проницательности, и остался.
Третьих терзает неразрешимый вопрос, и они с недоумением, но и с надеждой переадресуют его профессионалам:
14. "Допустим, мы сможем понять, зачем Раскольников убил старуху, но зачем он убил Лизу, ведь её в тот вечер даже не было дома". Это вам не какие-нибудь тарковские с бергманами. Попробуйте-ка срежиссировать так, как Достоевский с Раскольниковым!
Следующий перл откроет подборку того, что надо бы назвать "незабвенным". В который уже раз умилился и даже хотел было подать его вам без иронической "закуски" - настолько он трогателен:
15. "Когда Некрасов спросил Ленина, знает ли он поэму "Русские женщины", Ленин ответил: "Знаю, но не могу читать: душат слёзы". Думаю, разработка этой концепции велась независимо ни от Хармса, ни от Фоменко и К°, ибо создавалось сие в советские, благопристойные ещё времена. Как, впрочем, и нижеследующее:
16. "Дружба Пушкина с Лермонтовым отразилась в прозе и поэзии Михаила Юрьевича". А что? Все они там, в "золотом веке" - одна тусовка. И порой (ближе к экзаменам) так пере-тусу/тасовываются, что сливаются, понимаешь, в едином порыве...:
17. "В произведении "Преступление Чарльда(свят, свят, разве можно такое исправлять!)-Гарольда" голос Некрасова звучал как "колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных". Он был признанным вождём революционной молодёжи в то время, когда Лермонтов задыхался в одиночестве, как и его предшественники". Вот так. И всякие ваши прозорливые, но неуместные возгласы, типа "Нет, я не Байрон, я другой...", только всё путают. Ибо эпоха велела: слиться в революционном порыве!
Сдайся, враг! Замри и ляг! В эту (представлявшуюся когда-то безначальной и бесконечной) эпоху даже
18. "Обтянутые кожей скелеты выходили из подземелий и уничтожали врага". Дабы не быть обвинённым в надругательстве над памятью о войне, продолжу цитирование той же страницы того же анатомического ужастика юной советской филологини:
19. "Коля увидел двигающийся кусок гниющего мяса. Это был боец". Сия штука, право, посильнее платоновского "Котлована" будет...
Замечательный феномен новейшей эпохи "нечтения" - восприятие текста на слух.
"Угасающая лампадка" неистощимого Тургенева в долгом пути от учительского стола до местной камчатки немного угасла акустически, что обеспечило ей безболезненное вхождение в память тамошнего аборигена, который с этого исторического момента (и думается, уже навеки) твёрдо уверен, что
20. "Умирая, Базаров просит Одинцову дунуть на лопатку". Остаётся только выяснить, что именно в аборигенско-абитуриентском представлении должна сделать могильщица героя: перевернуть беднягу на живот и пощекотать нежным дуновением верхнюю часть спины - или активно поучаствовать в процессе предания тела земле...
Тему "слухов о смерти" продолжает "цитатель" Пушкина, которого (цитателя) качественная редукция гласных в звучащей русской речи подвела к неординарной мысли о том, что дружеские чувства гения русской литературы, оказывается, имеют весьма чёткие пределы:
21. "Но не хочу о друге умирать..." Пущин, мол, мне друг, но...
Не будем умирать. Только передохнём немного.